Skip to Content

Третейская комиссия как эффективный механизм защиты

Дата: 
24.03.2016

Самый активный пик заявок в Третейскую комиссию был во время лицензирования риэлторов Саратовской области (1995-2002 годы).

Третейская комиссия тесно взаимодействовала с аттестационной и лицензионной комиссиями Комитета по управлению имуществом Саратовской области.

По истечении почти 20 лет жалобы в Третейскую комиссию поступление жалобы на членов СРО НП «ПНП»  (ранее САРФ) почти редкость, но не было случая, чтобы какое-либо агентство недвижимости, виноватое перед потребителем, не решила свои вопросы до решения Третейской комиссии. Решения Третейской комиссии являются обязательным для исполнения членами СРО и, конечно, лучше добровольно урегулировать спор, чем быть исключенным из СРО со всеми имиджевыми последствиями.

Случайно в СРО не вступают, зачем накладывать на себя дополнительные обязанности? Никаких благ, кроме дополнительных обязанностей, членство в СРО не дает - тут и обязательное обучение агентов и брокеров, и сертификация, да еще и комиссия над тобой. Очевидно, именно поэтому совсем недавно один индивидуальный предприниматель (представляющийся руководителем крупной региональной риэлторской фирмы) вежливо отклонил предложение вступить в СРО, сказав буквально следующее: «Мне дополнительные обязанности ни к чему».

Также редки случаи, когда конфликт есть, а риэлторская фирма не является в глазах Третейской комиссии виновной в возникших неувязках.  Наиболее показательна последняя жалоба в комиссию гражданки Н. на ИП «В.». При оказании комплексной услуги член СРО продумал все, включая механизм оплаты через банковскую ячейку.

Я как считал, так и считаю, что квартира должна передаваться во время подписания договора без акта приема-передачи. И своим клиентам советую не уповать на честность продавца и сразу сменить замок. Сама процедура замены замка занимает несколько минут, зато полностью исключает возможные конфликты по комплектам ключей, которые не были переданы...

Решение комиссии можно прочитать на сайте СРО.

Не реже одного раза в месяц жалобы поступают и на агентства недвижимости, не являющиеся членами СРО. В таких случаях имеет место консультативная помощь - мы знаем куда можно отправить жалобу (кроме суда), нам известны механизмы воздействия на недобросовестных контрагентов (если факт недобросовестности подтвердится в ходе проведения проверки).

Общий алгоритм претензии примерно следующий: клиент, как правило, не понимает какие обязанности выполняет агентство недвижимости, и толкует все недоговоренности в свою пользу.

Совсем печально выглядят жалобы на «маклеров». В Саратове больше половины рынка занята, так называемыми, частными риэлторами (в простонародье Чмак - частный Маклер), которых в каждом регионе называют по-разному. Самое корректное  - «самозанятый риэлтор».

Все претензии к такому роду публике можно смело переправлять в органы полиции, так как само понятие «договор» отсутствует в правоотношениях с частным риэлтором.

Агентства, не входящие в СРО, работают по своим собственным стандартам, про существование которых клиент даже не догадывается. В 9 из 10 случаев претензии клиентов к риэлтору находятся вне рамок договора, что, разумеется, печально, потому что в данном случае общество защиты прав потребителей уже не сможет помочь клиенту, который навсегда теряет наилучшие способы защиты (Третейская комиссия и Общества по защите прав потребителей).

Развернутый анализ типичных ошибок при оказании риэлторской услуги будет обсуждаться на круглом столе, посвященном качеству риэлторской услуги. Круглый стол состоится в апреле 2016 года.

Предложения и пожелания от заинтересованных лиц для круглого стола направлять в адрес СРО НП «Профессионалы недвижимости Поволжья» по электронному адресу: npsarf@yandex.ru .
 
Член Третейской комиссии СРО НП "ПНП"
А.П. Пегов