Skip to Content

Открытое письмо членам НП «ПНП»

Дата: 
19.05.2014

Правила на рынке устанавливаются профессиональными участниками с целью формирования и дальнейшего влияния на соответствующие рынки.

Именно поэтому ассоциации — это не клубы по интересам и не политические партии в контексте поставленных перед ними задач.

Основной задачей любого профессионального сообщества является стремление к монополии - оградить рынок недвижимости от влияния некачественных и неквалифицированных услуг. Состояние рынка недвижимости, а точнее рынка риэлторских услуг любого региона - есть фактическая оценка деятельности профессионального сообщества.

Обесцененные риэлторские услуги на рынке недвижимости Саратова - реальная оценка жизнедеятельности нашего профессионального сообщества — НП «ПНП». Значительная доля ответственности за стагнацию и деградацию риэлторских услуг лежит на мне лично, как на учредителе Ассоциации риэлторских фирм «АНР», в последствии «САРФ», «ПНП».

Одинаково закономерным является как успех, так и неудача. Следствие является производным от действия (правильного и неправильного), либо от бездействия (априори недопустимого).

Чтобы правильно поставить задачи и определить порядок их реализации, не нужны ни богатая фантазия, ни значительный ум, а требуется всего лишь два фактора:
1. Желание изучить чужой позитивный и негативный опыт;
2. Желание не обманывать самих себя декларациями, либо неоправданными ожиданиями бюрократических регуляторов рынка.

Как и любое профессиональное объединение НП «ПНП» имело собственные успехи, анализ которых нельзя не использовать.

Появление двух ассоциаций в начале 90-х годов было вызвано возможностью создать монополию посредством принятия регионального закона «О риэлторской деятельности». Несмотря на то, что члены Ассоциации были и в лицензионной, и в аттестационной комиссии, монополия не получилась. Хотя определенные позитивные моменты в развитии риэлторского профессионального сообщества, безусловно, были — это был пик общественной значимости профессионального объединения при сравнительно небольшом информационном ресурсе.

В лицензионную комиссию поступали жалобы, в том числе от правоохранительных органов, и у профессионального сообщества имелся реальный шанс приостановить действие лицензии, ограничить рынок от недобросовестных граждан, именуемых себя «риэлторами». Но наибольших успехов профессиональное объединение риэлторов добилось в 1996 -2000гг. путем объединения на информационной площадке. САРФ — одно из первых объединений в РФ имело программный продукт, позволяющий агентствам недвижимости вести базу данных объектов недвижимости, делать автоматическую выборку по микрорайонам, а в последствии по зонам города Саратова.

Собственное печатное издание позволяло каждую неделю проводить собственную информационную политику профессионального объединения на рынке недвижимости Саратова. Постоянство и хороший тираж приносили реальные экономические дивиденды.

Информационная независимость на тот момент позволяла руководству на рынке немногочисленной Ассоциации (сегмент рынка и тогда и сейчас был примерно на одном уровне) снимать рекламу с отдельных изданий с целью реализации корпоративных интересов по определению справедливой цены за рекламу.

За последние 10 лет многие регионы РФ перешли к эксклюзивным договорам с продавцами. Отдельные участники рынка, имеющие значительный информационный трафик, позволяют себе заключать в покупателями договоры с условиями невозвратного депозита. Некоторые профессиональные объединения позволяют себе диктовать цены в регионах информационным монополистам. Я уже не говорю о тех регионах, которые владеют собственными информационными площадками, принимающими условия совместной работы с профессиональным сообществом.

Ожидание получить дивиденды от саморегулирования, самым негативным образом отразилось как на политике РГР, так и на настоящем положении НП «ПНП. Ожидание получить преференции по ограничению рынка искусственным путем могли, в лучшем случае, принести экономическую выгоду лишь отдельным чиновникам от риэлторской деятельности.

Наибольших успехов добивается Ассоциация, занимающаяся не только сертификацией, самопроверками и тому подобными, как я считаю, второстепенными делами, а работой по информационной интеграции членов профессионального сообщества, что гораздо шире членов профессионального объединения.

На информационной площадке, где профессиональные объединения определяют свою информационную политику, должны присутствовать и не входящие в ассоциацию профессионалы рынка, которые разделяют и поддерживают инициируемые профессиональным объединением «правила игры» на рынке недвижимости.

Способность NAR управлять рынком риэлторских услуг через систему мультилистинга должны была чему-то научить руководителей и членов профессионального сообщества.

Однако резко изменившийся информационный рынок за последние 10 лет создал совершенно иные условия. Разобщенные риэлторы, вскормившие своим уникальным контентом многочисленные информационно-рекламные площадки и не создавшие при этом никакого противовеса, рубят сук, на котором сидят, так как развивающиеся доски объявлений создают у граждан иллюзию, что можно обойтись и без уникальной риэлторской услуги. Именно к этому ведет вся политика ЛЮБОЙ информационной доски объявлений.

Предсказуемый результат - политика информационных площадок со временем стала изменять и саму сущность профессии риэлтора, превращая последнего в обычного рекламного агента, готового полностью отказаться от корпоративных риэлторских интересов в угоду развивающимся информационно-рекламным технологиям.

Не сложно смоделировать будущее риэлторского бизнеса с учетом того, что отдельные фирмы, специализирующиеся на аренде недвижимости, уже сейчас успешно «продают воздух». Для реализации крупных проектов риэлторы обязаны из конкурентов превращаться в партнеров для реализации корпоративных интересов.

Развитие рекламных технологий еще более отодвинуло на неопределенный срок заключение общественного договора между риэлтором и потребителем услуг, что приведет к обесцениванию риэлторской услуги, к уменьшению количества профессионалов на рынке (рекламному агенту не требуется развитие специфичных профессиональных риэлторских навыков).

Необходимо создавать профессиональные инструменты, поддерживать профессиональные информационные площадки, определять политику профессиональных объединений, исходя из задач сегодняшнего дня.

С 2007 года, усилиями двух членов НП «ПНП», была адаптирована к саратовскому рынку профессиональная программа - Информационная система «Центр», которая используется в настоящее время лишь как рекламный инструмент, не побуждая риэлторов к совместной сделке, либо к заключению эксклюзивного договора.

Если руководители риэлторских фирм города Саратова захотят получить в будущем, используя возможности программы, информационную безопасность и конкурентные преимущества, они легко это реализуют. Но для этого должны быть реализованы следующие предпосылки:
1. Желание понять как работает риэлторский инструмент в других регионах;
2. Экономическая мотивация совместных сделок на основе системы;
3. Реализация корпоративных интересов;
4. Снятие уникального контента с информационных площадок, отказывающихся от экспорта базы данных из программы «Центр».

Список условий может быть продолжен, но для того, чтобы его продолжать, и развивать концепцию информационной безопасности дальше, необходимо соблюдение двух условий: желание и воля.

У профессионального объединения риэлторов Саратова есть все, чтобы реализовать собственный план развития с учетом позитивного опыта иных объединений. Нет только одного — времени более заниматься демагогией, с оптимизмом наблюдая за стагнацией рынка риэлторских услуг.

Программа работы СРО должна быть внятной и обреченной на результат. Общие фразы, благие пожелания, декларации должны быть отложены до лучших времен. Я не занимаюсь рекламой программы «Центр» и не получаю дивидендов от ее эксплуатации. Но любое значимое дело начинается с работы над информационным пространством. Где нельзя взять количеством, успехов добиваются за счет качества. Если члены НП «ПНП» используют СРО для целей — отсидеться в ожидании лицензирования или саморегулирования, то об этом необходимо честно признаться и не обманывать себя далее. Если объединение произошло на иных условия, в частности, сформировать рынок эксклюзивных качественных риэлторских услуг, то программа, а под ней я понимаю конкретный план мероприятий, должна концентрироваться на достижении только этой цели.

После общего собрания я опубликую программу деятельности СРО НП «ПНП» для всеобщего обозрения. В случае несогласия с программой я оставляю за собой право приостановить свою деятельность в СРО либо прекратить свою деятельность в объединении.

А.Пегов