Skip to Content

Обучение и подготовка кадров в сфере ПОД/ФТ

Обучение и подготовка кадров в сфере ПОД/ФТ в период с 17.02.2009 г. по 05.10.2010 г. проводилось в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 г. No 256 (вступившем в законную силу 17.02.2009 г.), а в настоящее время данное обучение осуществляется на основании Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. No 203 (вступил в законную силу 05.10.2010).

Требования Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 г. No 256 рассматривать мы не будем, а что касается ныне действующего Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», то вот его отличия от предыдущего Приказа Росфинмониторинга по обучению кадров, а также о том, какие нововведения появились в связи с вступлением в законную силу Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. No 203:
1) Разъясняется порядок прохождения обучения для профессионального участника рынка ценных бумаг, являющегося кредитной организацией.
2) Обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит ОДНОКРАТНО ДО НАЧАЛА осуществления таких функций.
3) Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти сотрудники в соответствии с перечнем лиц, изложенным в Приказе Росфинмониторинга от 03.08.2010 No 203:
- назначаемые на соответствующие должности после вступления в силу указанного документа - в течение года с даты возложения на них соответствующих должностных обязанностей;
- лица, занимающие на момент вступления данного Приказа в силу должности, указанные в Приказе - в течение года с даты вступления в силу
этого документа (то есть, до 05.10.2011г.).
4) Лицам, прошедшим к моменту вступления в силу Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 No 203 обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 года No 256, повторное прохождение целевого инструктажа НЕ требуется.
5) Появляется новая позиция по обучению – повышение уровня знаний. Повышение уровня знаний осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях.

Повышение уровня знаний сотрудники организаций проходят в организациях, имеющих аккредитацию на проведение Целевого Инструктажа, по программам обучения, разрабатываемым такими организациями самостоятельно.
Повышение уровня знаний:
- не реже одного раза в три года проходят сотрудники организации, указанные в Перечне, который приведён в Приказе;
- не реже одного раза в год – специальное должностное лицо организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке (ее филиала), в том числе специальное должностное лицо профессионального участника рынка ценных бумаг, являющегося кредитной организацией.

Таким образом, Целевой Инструктаж - это первичное обучение (если никогда в сфере противодействия легализации не обучались). Если же обучались ранее, то каждое повторное обучение - Повышение уровня знаний.

6) Перечень лиц, проходящих Целевой Инструктаж уточнился и немного сокращён (для профучастников рынка ценных бумаг незначительно).

7) Вместо планового и внепланового инструктажей появляется дополнительный, который по сути включил в себя два указанных инструктажа.

8) Факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации... и внутренними документами организации,
принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.

9) Более нет необходимости составлять план-график обучения.

10) Необходимо разработать новую Программу обучения (должна быть в составе Правил внутреннего контроля), в которой теперь не обязательно фиксировать сроки, периодичность обучения, но необходимо будет включить: изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.

Ряд типологий, характерных схем отмывания доходов, к примеру, приведён на официальном сайте Росфинмониторинга: fedsfm.ru, а также на сайте Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма: http://www.eurasiangroup.org/ru/.

Какие Инструктажи должно проходить специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение ПВК: специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение Правил внутреннего контроля проходит только Целевой Инструктаж и Повышение Уровня Знаний по ПОД/ФТ.
Остальные инструктажи (внутри организации) проводит специальное должностное лицо.

Внутренние документы по ПОД/ФТ, которые необходимо иметь в организации, чтобы у проверяющих органов не было вопросов по этому поводу:  

1) ПВК (с учётом последних внесённых изменений в законодательство о ПОД/ФТ – Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 No 667)

2) Приказ о назначении специального должностного лица, ответственного за соблюдение ПВК

3) Свидетельства о прохождении Целевого Инструктажа по ПОД/ФТ на всех сотрудников, обязанных проходить такой Инструктаж, а также Свидетельства о прохождении повышения уровня знаний (в случае если наступил срок прохождения такого обучения)

4) Вводные, плановые, внеплановые и дополнительные инструктажи

5) Перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере ПОД/ФТ

6) Планы-Графики на 2009 и 2010 гг. (в том случае, если организация осуществляла деятельность в эти годы)

7) Отчёты о проверках внутреннего контроля

8) Внутренние сообщения об операциях (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 No 667)

9) Сведения по Приказу Росфинмониторинга от 17.02.2011 No 59 (по идентификации клиентов)

Ежегодно утверждать программу подготовки и обучения кадров по ПОД/ФТ не нужно. Достаточно составить один раз. В случае если будут вноситься изменения в законодательство, затрагивающие содержание этой программы,  тогда и нужно будет её корректировать и заново утверждать.