Skip to Content

Качество риэлторских услуг в Саратове

Дата: 
09.02.2010

Как относятся люди к профессии "риэлтор"? Не нужно проводить социологические опросы - в Саратове отрицательно. В Москве, Нижнем Новгороде, Перми, Уфе и Санкт-Петербурге - с доверием. В Северной Америке и Европе - с уважением. Эта уникальная профессия не ограничена возрастом и предполагает серьезную профессиональную подготовку, широкий кругозор и сильный характер. 

Эта уникальная профессия не ограничена возрастом и предполагает серьезную профессиональную подготовку, широкий кругозор и сильный характер.

Столь разное отношение обусловливается степенью общественного признания профессии, уровнем квалификации риэлторского сообщества, степенью развития интеграционных процессов профессионалов на рынке недвижимости, и, как следствие, наличием или отсутствием общественного договора между риэлторами и потребителями их услуг.

Ответственны за имидж профессии в нашем регионе исключительно профессиональные участники рынка недвижимости. В тех регионах, где профессиональные участники - риэлторы не озабочены имиджем своей профессии, там и отношение общества к ним аналогичное качеству их услуг.

Одновременно с началом приватизации разноподготовленные люди начали стихийно осваивать профессию "риэлтор" с огромными издержками для потребителей. Освоив профессию методом проб и ошибок, судьбы профессионалов разделились - наиболее перспективные образовали ассоциации, в которых шла работа по изучению технологий, тренинги. Все эти процессы шли параллельно с освоением информационного пространства. В отдельных регионах ассоциации превратились в клубы по интересам ("клубы любителей пончиков"). Подобные структуры не могли оказать сколь-либо существенного влияния на развитие рынка недвижимости.

В Саратовском регионе стихийно формируется качество риэлторских услуг, и как следствие этого, отношение общества к профессии.

Риэлтор всегда будет работать так, как ему работать выгоднее. Если потребитель не заинтересован в качестве - ему будут оказаны соответствующие услуги. 

Но в регионах, где имидж профессии "риэлтор" находится на этапе общественного признания необходимости в данной профессии, создается почва и для оказания качественных услуг.

Отсутствие в Саратове сколь-либо эффективно организованной работы по объединению риэлторов, не позволило использовать благоприятное время в развитии профессии для позиционирования конкурентных преимуществ тех специалистов, которые могут оказать качественные услуги.

Количество обманутых дольщиков или тех, кто приобрел квартиры с "издержками приватизации", прошли мимо профессионального сообщества, которое предпочло на том этапе зарабатывать капитал, не проводя миссионерскую работу.

Наш регион по качеству оказания риэлторских услуг остался на том же уровне, что и 20 лет назад. 
 

Итак, какие же услуги риэлторы Саратова оказывают продавцам квартир?

Подавляющее большинство этих услуг носит бесплатный характер. Русский язык исключает случайности и совпадения. За услуги "экскурсионного характера" кто-то все равно заплатит.

Отсутствие понятных правил игры между обществом и риэлтором не позволяет в Саратове оказывать качественные услуги продавцам квартир, т.к. обращаясь к риэлторам с предложением по продаже объектов, собственники изначально не предполагают формировать каких-либо договорных отношений, определив взаимные права и обязанности.

Невозможно какое-либо эффективное сотрудничество, не предполагающее взаимных прав и обязанностей. Хорошо подготовленный риэлтор (сколько их в Саратове?), сможет объяснить клиенту в чем преимущества договорных отношений, "профессионалы на рынке есть всегда и в любой среде". Если риэлтор квалифицированный, он и в кризис сможет продать квартиру быстрее и дороже, чем это сделают случайные люди в риэлторском бизнесе.

Показателем квалификации является умение профессионала в течение 3-5 минут объяснить неподготовленному клиенту преимущества договорных отношений. Если аргументы не найдены, Вы попали к случайному человеку, несмотря на его апломб, либо "громкое имя" недавно возникшей фирмы. Также прямым показателем квалификации является совпадение интересов клиентов и риэлтора на любой стадии переговоров.

Показателями квалификации профессионала является возможность исследовать рынок недвижимости и объяснить клиенту ситуацию на рынке, а также грамотно построенная речь и желание оформить перед клиентом свои обязательства письменно.

Эффективная работа риэлторов с покупателями также не сформирована по причине отсутствия единой базы данных объектов недвижимости, построенной по принципу мультилистинга, что откладывает на неопределенных срок общественное признание значимости профессии "Риэлтор".  

Многие клиенты риэлторских фирм бывали за пределами нашего регионах и имеют возможность оценить "по достоинству" уровень качества риэлторских услуг в Саратове - в первую очередь бесполезные звонки по уже проданным объектам и объяснения "на пальцах" преимущества той или иной планировки. Жизнь ушла вперед, оставив наших риэлтеров с блокнотами в прошлом веке.

Люди стали экономить время и больше уважать себя. Каждый бесполезный звонок и сумбурное описание объекта продаж вызывает у клиента протест: "За что платить?"

Порочная практика неправильных взаимоотношений может быть прервана только по инициативе профессионального сообщества. Рано или поздно риэлторы перейдут на тарифицированную оплату их услуг по объему затраченного времени в соответствии с договором и прейскурантом. И, соответственно, в изменившихся условиях, наиболее конкурентоспособные риэлторы научатся грамотно объяснять контрагентам преимущества договорных отношений.

Наиболее цивилизованным способом формирования рынка качественных риэлторских услуг, является мультилистинг, где участники сами способны освобождать свои ряды от лиц, наносящих ущерб имиджу профессии риэлтор. Основными критериями мультилистинга является достоверность, актуальность информации, личная ответственность каждого участника за качества предоставляемой информации.

Срок развития мультилистинга в Северной Америке как информационно правовой системы насчитывает уже 100 лет. Максимальный срок развития мультилистинга для России, Украины и Казахстана история отводит максимум 20 лет, из которых 10 лет уже прошли.

Риэлторам Саратова давно пора осознать степень персональной ответственности за состояние рынка недвижимости (качество риэлторских услуг). Есть много направлений активного воздействия профессионалов на повышения качества услуг:
1 направление - информационно-правовое (мультилистинг)
2 направление - получение конкурентных преимуществ за счет изменения технологий (семинары и тренинги в "Высшей школы недвижимости" www.ssre.ru)
3 направление - организация сервисных центров для риэлторов (минимизация затрат при повышении общего качества обслуживания). Первый пример в Саратове - это организация "Саратовского торгового дома недвижимости" одним из основных направлений которого является оказание услуг индивидуальным предпринимателям и небольшим риэлторских фирмам (www.tdni.ru).
4 направление - интеграция в области добровольной сертификации услуг (сайт НП "Объединение риэлторов "САРФ" www.npsarf.ru)

Председатель комитета СМЛС
А.Пегов