Skip to Content

Будущее рынка риэлторских услуг зависит от эффективности интеграции профессионалов на рынке недвижимости

Дата: 
02.02.2010

На общем собрании НП "САРФ", которое состоялось 28 января 2010 года, мною была сделана безуспешная попытка определить роль и место НП "Объединение риэлторов "Саратовская ассоциация риэлторских фирм" в формировании цивилизованного рынка недвижимости, предложив свой вариант антикризисной программы. 

В настоящей публикации я не ограничен рамками регламента в надежде активизировать процесс интеграции в Саратовской области. По моему глубокому убеждению, процесс формирования качественных риэлторских услуг в Саратове полностью дискредитирован исполнением. Считаю конечной целью всех интеграционных процессов - построение цивилизованного рынка недвижимости, где конкуренция будет определяться качеством услуг.

Для клиентов Саратовских риэлторских фирм данный вопрос качества риэлторских услуг является риторическим: "А что, бывают другие?"

Ответ зависит не столько от риэлтора, сколько от формирования между обществом и риэлторами общественного договора.

Сравнительно молодая профессия в России позволила войти в нее пестрой толпе разноподготовленных людей, которые до сих пор определяют качество услуг и, как следствие, отношение общества к профессии.

Риэлтор всегда будет работать так, как ему работать выгоднее. Потребитель позволит "халтурить" - и ему будут оказаны соответствующие услуги. Потребитель будет акцентировать внимание на качестве услуг - риэлторское сообщество очень быстро перестроится.

О каком качестве услуг может идти речь, если большая часть риэлторского сообщества предпочитают позиционировать услуги, которые оказываются БЕСплатно. Русский язык исключает случайности и совпадения. За услуги "экскурсионного характера" кто-то все равно заплатит.

Наш регион не является островом в океане и мы не можем не замечать, каких успехов в формировании общественного договора добились риэлторские сообщества в других регионах.

Ответственность за состояние рынка недвижимости целиком и полностью лежит на профессиональных участниках. Причем максимальная ответственность лежит на тех участниках, которые знают, видят и понимают какие конкурентные преимущества можно получить в результате интеграции. Именно осознание личной ответственности за степень деградации интеграционных процессов формирования цивилизованного рынка риэлторских услуг определило тему настоящей публикации.

Цивилизованные отношения в успешных регионах строились по примерно одинаковым схемам, которые в упрощенном варианте можно обозначить следующим образом: сначала появлялась объединяющая идея (лицензирование, объединение информационного пространства, корпоративный сговор) и далее под эту идею выстраивался публичный диалог профессионального сообщества с потребителями услуг. 

Для успешной информационной интервенции существовала благоприятная почва - формирование первичного и вторичного рынка продаж недвижимости шло с большими издержками, при правильном позиционировании этих издержек, ответственный бизнес только выиграл. Кратковременное лицензирование дало возможность получить конкурентные преимущества наиболее передовым интеграционным объединениям. 

Единственным идеологом интеграции риэлторского сообщества России является Российская Гильдия Риэлторов (РГР), чье влияние на формирование рынка трудно переоценить. Но, увы, жизнь такова, что одно и то же лекарство действует по разному: одного - вылечит, другого - ....

Преуспевающие риэлторские сообщества не только получили конкурентные преимущества при правильном публичном позиционировании качества своих услуг, но и добились формирования иных отношений со средствами массовой информации (от учредительства до корпоративных скидок).

Постоянная работа по правильному позиционированию качества риэлторских услуг в отдельных регионах принесла свои результаты по формированию общественного договора, переведя работу "экскурсионного типа" на работу с обязательной оплатой по факту выполненных объемов. 

Подготовленный клиент сразу видит преимущества договорных отношений. Заключив договор с ответственным контрагентом, клиенту гарантируется определение справедливой цены и эффективный способ продажи объекта недвижимости. При это клиент имеет право расторгнуть договор на оказание возмездных услуг, найдя лучшего партнера, который будет качественно трудиться за вознаграждение. 

Отсутствие общественного договора не позволяет в Саратове оказывать качественные услуги продавцам квартир, т.к. обращаясь к риэлторам с предложением по продаже объектов, собственники не предполагают формировать каких-либо договорных отношений, определив взаимные права и обязанности. 

Взаимопонимания по качеству оказания услуг с покупателями риэлторское сообщество также не сформировало по причине, в первую очередь, отсутствия единой базы данных объектов недвижимости, что порождает в свою очередь влияет на имидж профессии, откладывая на неопределенных срок общественное признание значимости профессии "Риэлтор". 

Природа не терпит пустоты. Если профессиональные участники рынка отказываются организовать информационное пространство в соответствии с базовыми принципами мультилистинга (достоверность, актуальность, оферта по вознаграждению, легитимность участника, ответственность последнего за нарушение правил), эта ниша заполняется по иным правилам "информационной свалки". 

Правильная по сути политика РГР по добровольной сертификации
риэлторских услуг должна вестись параллельно с другими важными направлениями формирования общественного договора.

Для позиционирования сертифицированных услуг, профессиональному сообществу необходима эффективная модель интеграции, объединяющая не менее половины участников рынка недвижимости по качественным показателям (объем информации). При отсутствии какого-либо информационного единого поля, любое позиционирование 10%, остальным - 90% - не более, чем цирк без зрителей по той причине, что клиент голосует рублем за самую дешевую квартиру и за самые бесплатные услуги. 

Трудно представить себе в каком-либо бизнесе, что продавец за чужой счет и безо всяких обязательств имеет возможность рекламировать во всех средствах массовой информации свой товар. При этом продавец недвижимости не в состоянии понять, что эта услуга ему НЕ ВЫГОДНА, а объяснить это в Саратове риэлторское сообщество не торопится. 

Худший вариант интеграции - когда форма превалирует над содержанием (в данном случае - Саратовский вариант). 

Анализируя причины понимаешь, что нет ни одной возможности никому уйти от личной ответственности за происходящее. Появление профессионального союза в Саратове было одно из самых успешных и эффективных. Практически одновременно до введения лицензирования риэлторской деятельности в Саратове появились две ассоциации - АНР (Ассоциация независимых риэлторов) и САРФ (Саратовская ассоциация риэлторских фирм). АНР успешно инициировала обучение, лицензирование риэлторской деятельности в Саратовской области, структурировала работу лицензионной и аттестационной комиссии при Комитете по управлению имуществом Саратовской области. Благодаря исключительно энергии лидера, был выигран грант на обучение руководителей фирм-участников АНР в Санкт-Петербургском политехническом университете. 

В 1995 году АНР выпустила 8 номеров бюллетеня "Саратовские квартиры". Общий банк данных шести риэлторских фирм, входящий в АНР, на тот период был просто колоссальный - 1200 объектов в каждом номере. Казалось бы, такой успех должен иметь последствия для профессионального сообщества. И действительно, следующим успешным проектом было создание приложения к еженедельной газете "Пресс-Парк" Недвижимость". За три года существования проекта "САРФ" сумело оказать существенное влияние на рынок недвижимости (после слияния с АНР). Проект создания газеты не пережил кризиса 1998 года. Ассоциация, не имея реальных дел, превратилась в клуб по интересам для узкого круга лиц, что стало главной ошибкой в истории развития интеграции риэлторов в Саратове.

В 2005 году "САРФ" де-юре прекратил существование, не внеся изменения в устав, но в 2007 году на почве ностальгии по лицензированию, увлекшись идеей саморегулирования, возникла мечта об ограничении доступа к профессии риэлтора с помощью данного механизма.  

Любая хорошая идея может быть извращена исполнением, но интеграция вокруг идеи реанимирования лицензирования в виде саморегулирования, позволило создать вновь в 2007 году с помощью учредительства семи участников - юридических лиц некоммерческое партнерство "Объединение риэлторов "САРФ". Для осуществления поставленной задачи был необходим аппарат, успешно осуществивший сертификацию части риэлторского сообщества, при этом, выбирая лучших, не было отказано никому. С этого времени форма стала превалировать над содержанием,  а мое несогласие отсутствия реализации информационной интеграции превратилась в глазах многих членов НП "САРФ" в навязчивую идею - невыгодную для экономического будущего большинства членов НП "САРФ". 

Одобряя на словах все направления политики РГР, членами НП "САРФ" было осуществлено лишь проведение сертификации риэлторских фирм, что позволило в течение последних двух лет отчитываться "мертвыми душами". 

Уверенность "САРФ" в завтрашнем дне базировалась, в первую очередь, на позиции РГР о возможности функционирования в одном регионе только одного представительства РГР. Считаю, что отсутствие конкуренции не полезна для развития. Две мультилистинговых системы - лучше, чем ни одной, два активных представительства РГР в регионе - лучше, чем одно в анабиозе. 

Идею РГР о саморегулировании считаю опасной и ошибочной тенденцией в ее возможном "россейском" исполнении, в особенности там, где бюрократический аппарат как вирус - всегда готов к размножению. Поспешно возникшее СРО не только "постригут" - "побреют" риэлторов, не дав им никаких конкурентных преимуществ, и уж тем более никого не ограничат в доступе к профессии. 

Сама по себе классическая идея - создание цивилизованного рынка через совершенствование систем мультилистинга и реализация возможности саморегулирования, либо государственного регулирования, даст прекрасные результаты в тех регионах, где уже затрачены усилия на формирование цивилизованного рынка. В тех же регионах, где профессиональное сообщество вместо того, чтобы ежедневно трудиться, посредничает продажей федерального бренда, дальнейшие правоотношения будут идти только в извращенной форме, ничего общего с цивилизованным рынком не имеющим ("не в коня корм").  

Я не сторонник сепаратизма, даже при отсутствии перспектив, и могу ответить процитировав известный анекдот на вопрос о здоровье: "Не дождетесь".

Цели настоящей публикации следующие:

1. Разбудить активные силы в Саратове, в т.ч. и в НП "САРФ".

2. Предложить РГР пересмотреть свою политику в регионах, с учетом их специфики, и помочь определить приоритетные направления в организации интеграционных движений.

3. Вызвать дискуссию о возможных иных путях развития цивилизованного рынка недвижимости.

  

Председатель комитета СМЛС
Экс-председатель Третейской комиссии НП "САРФ"
  А.Пегов